Зональная научно-практическая конференция в Бугуруслане
В рамках работы межмуниципального методического центра 15 марта 2019 года в городе Бугуруслане на базе МБОУ СОШ №3 прошла зональная научно-практическая конференция «Образование в цифровую эпоху». В работе конференции приняли участие более 90 представителей муниципальных образовательных организаций северо-западной зоны Оренбургской области, Самарской области, представители ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», специалисты Управления образованием, руководители и методисты муниципальных методических служб, районных методических кабинетов, городских методических объединений, руководители и педагоги дошкольного, начального, основного, дополнительного образования, представители СМИ.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился Г.С. Отдушкин, начальник Управления образованием администрации МО «город Бугуруслан», отметил, что процессы глобализации и цифровизации затронули все сферы жизнедеятельности, и в первую очередь образование. Сегодня город Бугуруслан стал центром обсуждения важнейших вопросов определения роли учителя в современном цифровом образовательном пространстве, эффективного взаимодействия семьи и школы, преимуществ использования цифровых возможностей в инклюзивном образовании, новых подходов к пониманию и формированию образовательной среды. Все это требует от педагогов максимальной отдачи и интеллектуального напряжения, постоянного пополнения знаний и совершенствования профессионального мастерства.
Первый опыт становления цифровой школы на примере МБОУ СОШ №3 представила Е.В. Кручинкина, директор школы, отметила важность формирования новых компетенций, достижения педагогов и обучающихся, которые активно используют цифровые инструменты.
Л.С. Самсоненко, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВО ОГПУ, говорила с собравшимися о психологических ресурсах и рисках развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества, о психологической готовности педагогов к реализации модернизационных процессов.
Неподдельный интерес у участников конференции вызвала презентация современных цифровых образовательных ресурсов, которую провел А.А. Седов, руководитель проектов компании «СМАРТ».
В работе секций приняли участие 53 докладчика из образовательных организаций города Бугуруслана, г.о. Абдулино, Бугурусланского, Асекеевского, Пономаревского, Матвеевского районов Оренбургской области, Похвистневского, Камышлинского районов Самарской области, они представили свой опыт работы, провели мастер-классы по шести направлениям:
- цифровое пространство: векторы развития;
- цифровые технологии в образовательном пространстве;
- функциональная грамотность как основа эффективного обучения в современной школе;
- профориентация будущего;
- идеальный урок в цифровом мире;
- чему и как учить младших школьников в цифровую эпоху.
В заключительной части конференции обучающиеся 11 класса МБОУ СОШ №3 Гататдинов Т., Борисов Д., Полев М. презентовали свой сетевой проект «Решение проблем выбросов сероводорода и использования шлаков», с которым одержали победу во Всероссийском инженерном чемпионате в 2018-2019 учебном году.
В принятой резолюции участники отметили, что цель конференции - обмен опытом и успешными практиками в сфере развития образовательных организаций в контексте цифровизации образования, общественное обсуждение перспектив развития образования в условиях цифровой эпохи – достигнута. Система образования должна стать флагманом цифровых решений и технологий, применять их в своей деятельности и обучать применению в повседневной жизни. Открытый принцип организации конференции позволил каждому не только представить свой опыт, но и обсудить перспективы его применения в педагогической практике, прокомментировать наиболее интересные события и фрагменты опыта, собрать единомышленников.
Подчеркивая значимость обсуждаемых проблем, Конференция выработала рекомендации:
1. В условиях цифровой эпохи умело сочетать инновации и традиции, сохраняя культурное и научное наследие России для будущих поколений.
2. Инициировать мероприятия с использованием возможностей социальных сервисов и сетей, расширяя круг их участников.
3. Создавать условия, способствующие эффективному использованию новых информационных систем и технологий обучения и управления образовательным процессом; активнее использовать при проведении массовых мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации и т.п.) системы интернет-видеосвязи, программы для организации аудио-конференции (голосового чата), для проведения аудио-видеоконференций.
4. Считать важной задачей использование электронных образовательных ресурсов для включения в общий процесс детей с особыми образовательными потребностями.
5. В ходе разработки и применения цифровых образовательных ресурсов необходимо ориентироваться на реальную образовательную практику, применять цифровые ресурсы в комплексе с другими учебными материалами, в составе единого учебно-методического комплекта. Важнейшей частью любого учебно-методического материала, в том числе представленного в цифровом виде, является описание целей, планируемых результатов, состава обучаемых, форм и методов организации учебного процесса. Любую разработку цифровых ресурсов рекомендуется начинать с выявления целей, которые предполагается решать с их помощью в учебном процессе, а также форм организации учебного процесса.
6. Проводить формирующую апробацию (испытания учебных материалов и их элементов в ходе учебного процесса) при разработке и применении цифровых образовательных ресурсов.
7. Уделять особое внимание формированию информационной культуры личности и правосознания субъектов образовательного процесса.